воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие

Спрос. Предложение. Рыночное равновесие


Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.
Величина спроса () — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.
Потребность в некотором благе подразумевает желание обладать товарами. Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов). Спрос зависит от:
  • использования рекламы
  • моды и вкусов
  • ожидания потребителей
  • изменений предпочтений окружающей среды
  • доступности товаров
  • величины доходов
  • полезности вещи
  • цены установленной на взаимозаменяемые товары
  • а также зависит от количества населения.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают )

Закон спроса. Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.



Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене.
Величина предложения () — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.
Цена предложения () — это прогнозная минимальная цена, по которой продавец согласен продать            определенное количество данного товара.
Закон предложения. При прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар, и наоборот. 


Равнове́сная цена или сбалансированная цена — это цена, при которой объём спроса равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным. Равновесная цена, это:
  • цена, при которой спрос и предложение равны;
  • цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
  • цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке. 

Домашнее задание
Участок 1: цена выше равновесной; величина предложения больше величины спроса; избыток товаров, которые продавцы готовы продавать за конкретную цену
Участок 2: цена выше равновесной; низкая величина спроса на дорогостоящие товары
Участок 3: цена ниже равновесной; низкая величина предложения на товары низкой цены; при минимальной цене продавцы не хотят (а значит не готовы) продавать товар
Участок 4: цена ниже равновесной; величина спроса больше величины производства; дефицит, то есть покупатели готовы покупать товары, но продавцы не могут ( а значит неготовы) его продавать
Участок 5: цена выше равновесной; высокая величина предложения на дорогостоящие товары
Участок 6: цена ниже равновесной; высокая величина спроса на товары низкой цены; при минимальной цене покупатели готовы покупать сколько угодно товара


Товарный дефицит — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег
Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.
Дефицит товара — это симптом превышения спроса на этот товар над предложением. Эпизоды дефицита возможны и в плановой, и в рыночной экономике. Однако в рыночной экономике с плавающими ценами торговый дефицит считается неравновесным состоянием, которое быстро корректируется рынком за счёт роста цен, роста производства и падения спроса на товар. С другой стороны, плановая экономика в сочетании с государственным регулированием цен лишена этого корректирующего механизма, и поэтому в такой экономике возможны случаи перманентного торгового дефицита.
Дефицит может резко изменить планы потребителя приобрести товар - его просто не хватит на всех. Дефицит меняет и планы продавца – необходимо срочное пополнение запасов и регулировка цен.
Но есть и другая картина: планируемый сбыт превышает планируемое потребление. Тогда возникает ситуация, которую мы называем излишками. И тогда тоже резко меняются планы продавца – он оказывается в ситуации, когда средства вынуты из оборота и заморожены в товарном запасе.
Когда существует избыток продукта, то продавцы не могут продать все, что они надеялись продать по данной цене. В результате их товарные запасы увеличиваются и вскоре превышают тот уровень, который был запланирован на случай нормальных изменений спроса. Одни продавцы сократят выпуск товара. Другие понизят цены, чтобы поощрить покупателя потреблять больше, и таким образом уменьшат свои чрезмерные запасы. Третьи сделают и то, и другое.

Разница между индивидуальной ценой спроса и рыночной ценой составляет выигрыш потребителя (потребительский излишек) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.
Все производители независимо от их цен предложения продают товар по единой рыночной цене. Разница между рыночной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя) при продаже данной единицы товара. Выигрыш производителя обычно не равен его прибыли, но для объяснения этого необходим более скрупулезный анализ.

Домашнее задание
Чем отличаются изменения спроса и изменения величины спроса, изменения предложения и изменения величины предложения?
На спрос оказывают воздействие как цена, так и неце­новые факторы (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.). При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, по­скольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса. Когда же все неценовые факторы постоян­ны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то происходит изменение величины спроса, перемещение вдоль кривой спроса


Изменение неценовых факторов приводит к смещению графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут про­изойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения. Всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыноч­ной ситуации меняется величина предложения, а все фак­торы, влияющие на него, кроме цены товара, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных ус­ловиях изменяется количество товара, предлагаемое про­изводителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  1. Изменение доходов потребителей;
  2. Изменения вкусов и предпочтений покупателей;
  3. Инфляционное ожидание потребителей;
  4. Повышение цены на другой товар;
  5. Изменение количества покупателей.
Неценовые факторы, влияющие на предложение:

  1. Цена ресурсов производства изменяется;
  2. Изменение технологий производства;
  3. Инфляционное ожидание производителей;
  4. Размер налогов и субсидий;
  5. Количество производителей изменяется;
  6. Изменение природно-климатических условий в природно-эксплуатирующий отраслях.
 Домашнее задание

1 комментарий:

  1. Молодец, Катя. С дефицитом и избытком справились отлично )ещё бы написали, что будет происходить дальше, вообще здорово было бы), а вот в остальных случаях лишь номинальное описание, выводов нет.

    ОтветитьУдалить