Искусство, его формы, основные направления
Среди явлений и феноменов духовной культуры важное место отводится искусству. Искусство – особый путь познания мира человеком, осмысления и восприятия реальности посредством системы образов. Искусством принято называть специфическую форму общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах (музыке, живописи, литературе).
Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром, а также жизнь людей в определенных исторических условиях.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую направленность.
Виды искусства:
- Литература
- Живопись
- Музыка
- Архитектура
- Скульптура
- Театр
- Балет
- Цирк
- Декоративно-прикладное искусство и т. д.
- Является образным и наглядным
- Большая роль воображения, фантазии
- Специфические способы воспроизведения действительности
- Общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества)
- Воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей)
- Эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека)
- Утешительно-компенсаторная (восстанавливает гормоны в душе, утраченные человеком в реальной действительности; способствует сохранению и восстановлению психическому равновесию человека)
- Геденистическая (доставляет людям удовольствие)
- Познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Домашнее задание
"Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем" (Ж. Кокто)
Выбранное мною для рассмотрения высказывание французского писателя относится к эстетике. Эстетика исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных формах (поэзии, литературе, музыке, живописи и т. д.).
Общая тема, затронутая Жаном Кокто в его высказывании – искусство и его функции. Искусство играет большую роль в жизни человека. Оно отражает художественный мир человека с помощью представления его в различных своих проявлениях.
Об искусстве задумывались многие мыслители. Оскар Уайльд считал, что «на самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя». П. Пикассо утверждал: «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».
Данная тема весьма многогранна, ведь искусство выполняет множество функций. Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, оно включает их в направленную деятельность по преобразованию общества. Также оно формирует личность, чувства и мысли людей. Кроме того, оно формирует эстетические вкусы и потребности человека.
Мне кажется, в своем высказывании Кокто говорит о функциях искусства.
Возможно, он пытается передать, что искусство очень активно используется в жизни, так что мы не задаемся вопросом о том, зачем он нам нужно, не задумываемся, какие функции оно выполняет. Произведения искусства воспитывают личность, социализируют ее, заставляют задумываться о многих вещах. И об этом нельзя забывать.
С подобным утверждением нельзя не согласиться, ведь современные художники могут творить абсолютно непонятные, ни о чем не говорящие картины, певцы могут петь бессмысленные песни, не задумываясь о том, что данные творения передаются зрителю или слушателю.
Екатерина, молодец, все очень оперативно сделали! И эссе неплохое получилось! Видно, что четко пытаетесь отработать шаблон, не упустив ничего значимого. Два замечания.
ОтветитьУдалить1) Понятно, что эстетика — наука о прекрасном. Но в задании четко было сказано, что базовая наука — философия. Дело в том, что в заданиях ЕГЭ эстетики в списке тем нет.
2) Все очень неплохо, кроме последнего абзаца. Аргументация слабовата. А ведь именно она дает на экзамене 4 балла из 5 (2 балла за теоретическую аргументацию, 2 балла — за фактическую). И, если теоретическая аргументация (благодаря организации шаблона)хотя и не в полном объеме (хотя Вы очень точно определили контекст, смысл высказывания), но все же присутствует, то с фактической (примеры из СМИ, личного опыта, а также из отдельных школьных дисциплин — истории, литературы, географии) проблемы, ее просто нет.