воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Ничего так не бодрит, как с утра метеорит

Ничего так не бодрит, как с утра метеорит

Буквально неделю назад все жители Челябинска (и даже его и Свердловской областей) невольно стали свилетелями довольно необычного явления: падения метеорита.

Во время этого падения и в первые минуты после него можно было услышать огромное множество самых различных версий по поводу происходящего вплоть до вторжения инопланетян. Как же формируются все эти мнения? Для ответа на этот вопрос обратимся к знаниям обществоведческого курса и к нашему личному опыту наблюдения за этим самым метеоритом.
Нам известно, что существует 2 уровня познания: чувственное познание и рациональное познание.

Как проявлялось чувственное познание во время полета метеорита

1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств
Первым проявлением чего-то в этот день была необычная резкая вспышка. В этот момент я находилась в классе на уроке. Эта вспышка, конечно, вызвала удивление и интерес у моих одноклассников и учителя. Самым распространенным ответом на вопрос "Что это было?" был полет ракеты. Лично я склонялась к версии о том, что солнце резко взошло и спряталось обратно. В общем, у каждого человека появилось сразу несколько возвожных причин странного явления лишь после визуального контакта со светом, то есть наш метеорит каким-то опбразом подействовал только на один орган чувств - на зрение.
2. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств
Затем произошло нечто вроде взрыва, здание начало трясти. Все присутствующие в школе на уровне восприятия осознавали этот толчок, как что-то приносящее возможную угрозу. Поэтому началась немедленная эвакуация из здания школы. Выйдя на улицу, школьники и учителя увидели на небе очертания, похожие на облака, только они имели определенную упорядоченную форму, как будто след.
Конечно, каждый прочувствовал не только эмоционально, но и физически все, что тогда произошло, сложился целостный образ картины в сознании каждого, как результат воздействия метеорита на практически все органы чувств: на зрение (вспышка, след на небе, обвалившиеся потолки), слух (взрыв), обоняние (запах штукатурки с потолков и стен).
3. Представление - чувственно-наглядный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств
Все увиденное сложилось в голове каждого челябинца в надолго запомнившееся воспоминаниеСейчас каждый в красках способен рассказать все, что с ним приключилось в этот день. Этот факт как раз иллюстрирует представление людей о метеорите, который непонятным образом попал в наш город.

 Как проявлялось рациональное познание во время полета метеорита 

По мере поступления информации о странных явлениях в городе сформировывались все новые и новые версии исхода событий, подкрепленные эмоциями рассуждавших. Попробуем понять, как все сложилось в единственный вариант: метеорит.
1. Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления
Вспышка. Свечение. Взрыв. И другие различные мысли звучали в первые минуты произошедшего.
2. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении

Суждениями высказанными тогда были " на небе остался след от метеорита", "какой-то самолет разбился и ударился о здание школы" и другие.
3. Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них главного
В конце концов, сложилось следующее общее умозаключение: "Метеорит с огромной скоростью несся на наш город, что вызвало вспышку. Потом он упал куда-то (теперь мы знаем, что он упал в озеро в Чебаркуле), и это падение вызвало сильную волну, повредившую многие здания в городе".


3 комментария:

  1. Екатерина, Вы выбрали очень интересный способ раскрытия темы. Отличная идея, а вот осуществление чуть отстало. Прежде всего, не совсем верно проведены параллели с терминами "ощущение" и "восприятие" (хотя, безусловно, обе эти формы познания присутствовали).

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Ну, я попыталась исправить, если правильно поняла, что вы имеете в виду

    ОтветитьУдалить