Социальные статусы и роли
Основные понятия
Статус - социальное положение человека в обществе.Роль - динамическая характеристика статуса.
Главный статус - наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Социальный статус - положение человека, кторое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы.
Личный статус - положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Статусный набор - совокупность всех статусов данного индивида.
Приписываемый статус - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени.
Достигаемый статус - статус,который человек получает благодаря собственным усилиям,желанию,свободному выбору либо благодаря удаче и везению.
Жизнь каждого человека складывается из многих социальных позиций, которые он занимает не одновременно, а поочередно (например, младенец – ребенок – подросток – зрелый человек – старик). Во всех подобных случаях мы говорим о последовательной смене статусов.
Существует иерархия статусов. Выделение главного статуса самоопределяет человека социально. Мы должны уметь сориентироваться, разобраться, решить какие статусы для нас наиболее важные, какие – менее существенные.
Социальная роль – достаточно полная (но не всеохватывающая) поведенческая характеристика. Например, статус преподавателя вуза – это волне определенные права и обязанности, большинство из которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя включает в себя и то, как он должен вести себя со студентами, коллегами, уровень общей культуры и т. д., т. е. это ожидание нормы поведения личности определенного статуса.
К существенным характеристикам социальной роли относятся ее функциональная целесообразность, а также соответствие ролевых ожиданий определенной культуре, системе ценностей. Функциональная целесообразность порождает много общих черт, в частности, в социально-профессиональных ролевых образцах. Учителя, к примеру, повсеместно должны быть интеллигентными людьми, для них должен быть характерен определенный тип поведения, обеспечивающий эффективность воспитания и обучения. Но что касается социокультурного аспекта роли, то здесь часто возникают различия, и причем достаточно серьезные. Это связано с системой ценностей каждой культуры, а также с тем, насколько высок престиж того или иного статуса в данном обществе. Учитель, его статус в некоторых странах всегда стоял высоко, в других странах учитель может восприниматься как неудачник, интеллигент-чернорабочий.
Социальная роль как средство описания взаимосвязи личности и общества позволяет во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить научно-логическими способами механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям.
Типы ролей (по Дж. Морено)
- «Психосоматические» роли, когда поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание ролей объективно носить бессознательный характер;
- «психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;
- «социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).
Домашнее задание (плэйкаст)
В рамках данной темы был проведен урок, на котором мы в парах выполнили несколько заданий. Одно из них - эссе. Каждая пара могла написать всего несколько строк, могла - все эссе. Мы создавали его всем классом. Ниже предложен вариант, в котором собраны мысли всех учеников в одно общее эссе.
В рамках данной темы был проведен урок, на котором мы в парах выполнили несколько заданий. Одно из них - эссе. Каждая пара могла написать всего несколько строк, могла - все эссе. Мы создавали его всем классом. Ниже предложен вариант, в котором собраны мысли всех учеников в одно общее эссе.
"Займите
место и положение, подобающее вам, и все признают это"
Ральф Эмерсон
Выбранное
мною высказывание Ральфа Эмерсона, известного американского эссеиста, относится
к социологии. Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его,
закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах,
отношениях и общностях.
Данное
высказывание затрагивает тему социального статуса. Социальный статус - общее
положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной
совокупностью прав и обязанностей. Над этой темой размышляли с самых древних
времен такие великие философы как Платон и Аристотель. Платон пытался
идеализировать мир, он размышлял об идеальном обществе и об идеальном положении
в обществе. Взгляды Аристотеля во многом схожи с Платоном, по мнению Аристотеля,
каждый человек имеет свои уникальные способности, в соответствии с которыми он
должен занять определенное место в социуме и занимать тем делом, которое ему
подходит.
Тема
социального статуса человека весьма многогранна. Ее аспекты находят свое
отражение в повседневной жизнедеятельности людей, ведь каждый человек является частью
общества, а значит, играет свою социальную роль и имеет свой статус.
Характеристики, определяющие статус человека, разнообразны. Они могут
основываться на мнении окружающих, расовой принадлежности человека, карьерных
достижениях и т.д.
Я
считаю, Ральф Эмерсон в своем высказывании говорит о соотношении человеком его
личного и социального статусов.
Безусловно,
у каждого человека с рождения есть своей социальный статус, т.к. он занимает в
обществе определенное положение, неважно, по каким признакам это будет
определяться - национальным, возрастным, экономическим и т.д. Но помимо
социального статуса у человека есть еще и личный статус. Личный статус –
это позиция, занимаемая человеком в его непосредственном окружении, оценка,
которую дают ему его родственники, коллеги, друзья. Поэтому далеко не всегда
социальный и личный статусы человека совпадают. Можно даже провести такую
параллель: личный статус – это положение, которое человек занимает в малой (как
правило, первичной) группе, а социальный – позиция, занимаемая им в большой
общности.
На
мой взгляд, вопрос, непосредственно рассматриваемый автором, заключается в
признании обществом социального статуса человека. Эмерсон высказывает мысль,
что если человек сам займет относящееся к нему место, то общество признает его.
Я
полностью согласна с мнением автора и считаю, что, если человек находит себя в
обществе, реализует себя социально не подавляя при этом свое внутреннее “Я”, он
в любом случае добьется успеха, и окружающие просто вынуждены будут принять
это.
Доказательством могут служить судьбы членов
композиторского сообщества “Могучая кучка”, сложившегося в Санкт-Петербурге в
конце 1850-х и начале 1860-х годов. Все они, не являясь музыкантами по
образованию, стали признаны в обществе (они известны и по сей день) как великие
композиторы. Например, Модест Петрович Мусоргский, будучи русским офицером,
нашел свое призвание в сочинении музыки. Известным он стал благодаря своим
операм “Борис Годунов”, “Хованщина”, “Сорочинская ярмарка”, циклу пьес
“Картинки с выставки” и др. Этот статус соответствовал его интересам, духовным
потребностям. И здесь он смог добиться выдающихся успехов.
Катюш, какая ты умничка! Большую работу проделала, молодец =)) Теперь, прочитав эссе полностью, я лучше поняла эту тему ) Спасибо!
ОтветитьУдалитьЕкатерина, правда, молодец! Только, почему втихую? Спасибо Алёне, а то я бы так и не узнала о той работе, которую Вы проделали, могла просто пропустить, не обратить внимания. Ну, и, конечно, подобная работа менее эффективна, когда выполняется в одиночку. Посмотрите: Вы в каждом структурном компоненте взяли чьи-то высказывания, отбросив другие (среди которых есть и весьма удачные), и сгруппировали все воедино, без переработки. Да, получилось более читабельно, чем в разноцветной лоскутной рабочей версии. И в этом Вы умница - не поленились все собрать, получив в итоге неплохое законченное эссе. Но вот осмысления и переработки все же не хватает...
ОтветитьУдалить