четверг, 18 октября 2012 г.

Человек как биосоциальное существо

Философские споры о природе человека имеют многовековую историю. Наиболее часто природу человека философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда.
Являясь частью природы, человек принадлежит к высшим млекопитающим и образует особый вид — Homo sapiens. Как любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков, каждый из которых может изменяться у различных представителей вида в довольно больших пределах. На подобное изменение могут влиять как природные, так и социальные процессы. Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые, когда речь идет о человеке, обозначаются чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей предопределена тем, что их группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания и у них появились специфические анатомические, физиологические и биологические признаки. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности всего человеческого общества.
Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические особенности человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:
а) прямая походка как анатомическая особенность, позволяющая человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для труда лучше, чем это могут сделать четвероногие;
б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и тонкие функции;
в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
г) большой мозг и сложная нервная система, дающие возможность высокого развития психической жизни и интеллекта;
д) сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного количества дифференцированных звуков;
е) длительная зависимость детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;
ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных образцов поведения и адаптирования к различным условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи и на ряд других социальных явлений.
Будучи, безусловно, природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в обществе подобных ему людей. Такие важные факторы жизнедеятельности человека, как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений. Человек с момента его рождения является индивидом, т. е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек», как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами.

Потребности и способности человека

Потребность - испытываемая человеком необходимость в определённых условиях жизни и развития. Оказывает влияние на волю, эмоции. Выступают источником познавательной деятельности человека. У человека потребности находятся под влиянием социальных факторов.
Потребности делятся на: материальные и духовные, подлинные и мнимые, биологические, социальные и идеальные.Способность - индивидуальное свойство личности, являющееся субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Различаются ведущие и воспомогательные свойства.
Эссе
“Человек вне общества – или Бог, или зверь» (Аристотель)
Выбранное мною для рассмотрения высказывание великого философа Античности относится к философии. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и человека, исследующая познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к окружающему миру и имеющая целью выработку обобщенной системы взглядов на мир и место человека в нем.
Общая тема, затронутая Аристотелем в его высказывании – отличие человека от животных. Наиболее развитый, умный вид среди всех представителей животного царства это человек. Человек существенно отличается от других видов животных. Он способен мыслить, познавать, верить.
О разнице между человеком и животным задумывались многие мыслители. Чарльз Дарвин считал, что «внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным». Софокл утверждал: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».
Данная тема весьма многогранна. По своей природе человек отличается от животных, но характеристики животных, такие как инстинкты, эмоции, подчинение биофизическим, биохимическим, физиологическим законам развития, также присущи человеку. В отличие от других животных представителей человек обладает высокоразвитым мозгом, способен к прямостоянию и прямохождению.
Мне кажется, в своем высказывании Аристотель говорил о моральных способностях человека (к вере, к религии, к познанию).
Животные по своему происхождению не обладают разумом. Человек же способен размышлять, может отличить плохое и хорошее, доброе и злое. Такая способность развивается в нем благодаря взаимосвязи с обществом.
Аристотель показывает два возможных исхода изолирования человека от общества. С одной стороны, человек может оказаться способным правильно использовать те качества, которые подарила ему природа и которые отличают его от животного (стать своего рода Богом). С другой стороны, без возможности общаться с себе подобными, обмениваться впечатлениями, без необходимости соблюдать этикет, поддерживать гигиену тела и одежды он уподобляется животному, сводя потребности к удовлетворению инстинктов.
Я согласна с мнением автора. Человек – биосоциальное существо. В нем присутствуют как животные начала, так и нормы общества. Казалось бы, лиши его общества, и он начнет звереть, в правилах, привитых ему обществом, не останется потребности, они начнут постепенно исчезать. Но ведь человеку даны природой особые качества затем, чтобы он смог продвинуться вперед, стать более развитым и, оставшись наедине с природой, достигнуть просветления в диалоге с самим собой и с природой. Таким образом, отдаленный от общества человек, либо уникум, который ищет просветления и духовного развития, либо изгой, который деградирует, не получая необходимой порции общения. 

1 комментарий: